Решение о поставках на Украину западных танков выводит вооружённый конфликт на новый уровень. Главный вопрос – как изменится ход военных действий с появлением на фронте американских «Абрамсов» и немецких «Леопардов»? Пока речь идёт о передаче Киеву в общей сложности 45-ти единиц техники, что относительно немного. Однако в перспективе все страны НАТО могут нарастить поставки танков на Украину. О плюсах и минусах западных образцов в сравнении с лучшим российским аналогом Т-90 корреспондент «Персона Страны» поговорил с генерал-лейтенантом запаса Евгением Бужинским.
— Евгений Петрович, США всё-таки вынудили Германию согласиться на поставку «Леопардов», пообещав предоставить Киеву свои «Абрамсы». Украинское руководство пребывает в эйфории, но сможет ли натовская техника быстро и кардинально изменить обстановку на фронте?
— Конечно, преуменьшать угрозу не надо. Это действительно будет наша головная боль, но и делать из этих танков какое-то чудо-оружие тоже нельзя. Начнём с того, что вся украинская инфраструктура в советское время строилась для передвижения бронетехники весом до 50 тонн. Мосты, дороги, переходы не рассчитаны на такие тяжёлые машины как «Абрамсы», «Леопарды» и британские «Челленджеры». Все они тяжелее 60 тонн.
— К слову, снаряжённая масса Т-90 заметно меньше — 46 тонн. Плюс ко всему максимальная скорость у российского танка достигает 65 км/ч, а запас хода составляет до 700 км, что превосходит западные аналоги. Есть ли другие отличия?
— Совершенно верно, есть разница и по дальности стрельбы. Наш танк может поражать цели на расстоянии до 4,5 км, что примерно на теть превосходит показатели натовских экземпляров, которые и в производстве дороже. Тот же «Абрамс» оборудован газотурбинным двигателем. Он достаточно сложен в обслуживании и прожорлив. Например, в Ираке американские машины зарекомендовали себя не очень хорошо. Там постоянно забивались фильтры двигателя в условиях пустыни, и танки больше стояли, чем ездили. Как они себя поведут в условиях украинской распутицы и низких температур – это тоже вопрос.
— А насколько надежны немецкие танки?
— «Леопарды», если речь идёт о модификации А4, также имеют свои недостатки. У них сильная боковая броня, но с боку и по днищу они уязвимы. В Афганистане, скажем, они потеряли четыре машины, хотя активных боевых действий с танками там и не велось – банально подорвались на самодельных взрывных устройствах во время патрулирования. В Сирии же турки потеряли 10 «Леопардов». С ними отлично справлялись даже старые противотанковые ракетные комплексы ещё советского производства.
— Если говорить о числе танков, то Вашингтон пообещал поставить на Украину 31 «Абрамс». Правда, без секретного элемента брони и с оговоркой, что техника прибудет не раньше весны. А вот 14 немецких «Леопардов» в Киеве ждут уже в ближайшие недели, но разве этого достаточно для серьёзного наступления?
— Украинцы говорят о тысяче, если вспомнить недавнее заявление Зеленского, но столько им никто не поставит. «Леопардов» всего в мире находится на вооружении около 2500 единиц. При этом потенциально готовы поставить танки на Украину всего восемь европейских стран, в распоряжении которых есть порядка 800 машин, но никто не отдаст абсолютно всё, до нитки себя разоружив. Пока речь идёт о бригаде. Согласно натовской классификации, это максимум 100 единиц бронетехники.
— Получается, что противостояние на поле боя с западными танками неизбежно. Сухие цифры в нашу пользу, но является ли это залогом успеха?
— Я считаю, что самая главная задача – вообще не допустить их появления на фронте. Вот западные страны сняли с себя почти все самоограничения по поставке оружия на Украину, а мы до сих пор не наносим серьезные удары по украинской транспортной инфраструктуре. Скажем, на Днепре 24 моста. Не надо разрушать всё, но есть 4 железнодорожные переправы. Почему мы не перерезаем эти артерии? Американцы, кстати, этого опасаются. Мосты стоят, тоннели работают, хотя с моей точки зрения, первый эшелон с западными танками, который пересечёт украинско-польскую границу, должен быть поражён.
Артем Широков
Фото: Doug Didia